Человековедение

Человековедение —  это сфера общих знаний о человеке и практику его самореализации. К человековедению относят литературу и театр, педагогику и психологию… С человековедением связывают антропологию и философию человека, эзотерические учения и бизнес-практики…

Все из перечисленного и еще многое другое может быть отнесено к человековедению, но пока не существует области знания — ведения человеческих жизни и смысла, без объективного определения которых невозможно верно оценивать желания и действия человека и быть уверенным в его позитивном будущем. В отличие от других наук и прежде всего философской антропологии, не сумевших подняться над разнородностью представлений о человеке, наше человековедение пытается это делать и сообразно выражающей сущность жизненной необходимости, которые определяет, формирует теоретическую базу и конструктивную основу рационализации его действий.

Нацеливая на достижение высшей пользы улучшения вида, человековедение обосновывает систему природосообразного развития и рационального поведения человека в индивидуальной, социоприродной и общечеловеческой сферах жизни. Жизнь человека единственна и неповторима и человековедение вместе с педагогикой призваны помочь ему рационально развиваться и совершенствоваться во все менее противоречивом взаимодействии с людьми и природой для улучшения своей и жизни всех людей.

О предмете и методах человековедения

Чтобы реально улучшить жизнь людей, надо, чтобы изменились сами люди! А для этого следует не только хорошо знать свою сущность, способы и средства ее реализации, надо, чтобы каждый человек развивался и совершенствовался вместе с другими людьми, действуя адекватно своей сущности! Только и всего-то?.. Но для этого людям предстоит осознать вполне, что их отличает от животных и, действовать по-человечески — разумно! Суждение Б. Паскаля о неспособности человека постичь соединение духа с телом, как и представления философов о биологической ущербности или психологической субъективности человека, по-видимому, не случайны, отражая общий уровень развития человека и его видение себя и мира. Однако, независимо от нашего желания и представлений по этому вопросу дух и тело человека соединяются между собой в удовлетворении его потребностей и достижении жизненных целей и без этого он невозможен! Так вот, способны мы или нет соединить эти две составляющих сущности, а получается, что это не так уж и важно, она проявляется объективно в наших действиях, которые в той или иной мере — ей адекватны. И вот это уже очень важно для того, чтобы не только судить о поведении человека, но и оптимизировать его, реализуя и культивируя то, что выделило его из животного мира, а мы в этом нисколько не сомневаемся, — его разумность и развитие. Имея разум и не интересоваться своей сущностью /вспомним В. Франкла/, — значит быть неразумным животным, которое по жизни ведет инстинкт — некая закрытая для оперативной оптимизации программа. Но иметь разум, — еще не перестать быть животным, — человек биологически остается им от рождения и до смерти… Благодаря развитому и активному разуму, человек открыт для развития и способен действовать со значительно большей пользой для себя, чем животное, жить гораздо лучше и дольше в любых, даже неблагоприятных условиях. С помощью разума он может опереться на свою сущность и, сознавая свои жизненные необходимость и пользу, стремиться к достижению высшей пользы, гармонизируя свои духовное и телесное/животное начала во взаимодействии с окружающим миром людей и природы, органической частью которого он является. Сделать это непросто, но это не только возможно, а жизненно необходимо! И в этом людям должно помочь человековедение, которое не рассуждает о том, способен или не способен человек постичь соединение духа и тела, ущербен он или субъективен, а помогает ему активнее использовать разум для того, чтобы познавать и лучше реализовать себя ибо в этом и состоит человек разумный и его жизненная необходимость и это определяет предмет без преувеличения самой важной и полезной для человека науки — человековедения. Итак, предмет человековедения — это познание и рациональная реализация сущности человека. Даже, если поначалу определить ее неадекватно, а в этом нет ничего удивительного ибо процесс познания идет от примитивных к более совершенным знаниям, то это уже хорошо тем, что дает опорные точки для анализа поведения человека и его оценки. И такие точки-понятия: основания и свойства сущности человека, — например, обмен веществ, движение и разумность, категории — жизненной необходимости и пользы, процессы — самопознания и развития, самореализации и природосообразного поведения формируют теоретический и прикладной аппарат человековедения, с помощью которого человек может постигать себя и, что самое главное, рационализировать свое поведение. А это есть то, благодаря чему только и возможно улучшить жизнь его самого и других людей! Что же касается метода человековедения, то определить его однозначно трудно, хотя бы потому, что сущность человека биосоциальна, познаваться она может теоретически и практически, а ее реализация — биопсихический и социоприродный, информационно-логический и хозяйственный процесс! Разумеется, методология человековедения не ограничивается исследованием социальных отношений /4/, которые акцентирует марксизм, подразумевая совокупность методов человековедения, выделяя особо методы познания и реализации сущности человека, которые естественно расширяются методами кибернетики и синергетики, педагогики и психологии, социологии и экономики, экологии и валеологии… Методология человековедения включает и использует методы многих наук, которые синтезируются в системе природосообразного поведения человека на принципиальной материалистической детерминистской основе. Необходимо отметить важную и принципиальную особенность человековедения — конкретность и конструктивность — все в нем должно быть подчинено познанию и эффективной реализации сущности человека в его непротиворечивом взаимодействии с людьми и природой для улучшения всего человеческого вида. Это определяется возможностями разума человека, который способен все более оптимально организовать свою жизнь и ее ресурсы в контексте осознания и осуществления жизненной необходимости и достижения высшей пользы.

Использованные источники

  1. Чистяков В. Homo totus — феномен педагогического человековедения. Реферат по философии, 2006
  2. Гуревич П. Философская антропология сегодня. Доклад на Всемирном дне философии в ИФ РАН. 2005г.
  3. Снетков В. Человековедение как единство светской и христианской психологии. Межвузовская ассоциация «Покров», 2006
  4. Парцвания В. Метод исследования в человековедении, В сб-ке статей: Отчуждение человека в перспективе глобализации мира. Вып. 1. Изд-во «Петрополис», 2001
  5. Деревянко В. Основы человековедения. 6-я ред. М., Рукопись, 2007

© Деревянко В.И. Человековедение

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять